История создания квалификационной системы
Русская квалификационная система – пример первой попытки в истории России создать систему квалификации по Го вне рамок спортивно-рейтинговой системы. На сегодняшний день построенной системой аттестации на ученический и мастерский уровень (система Кю-Дан) обладают Япония Китай и Корея. История создания квалификационной системы берет начало во времена становления сёгуната Токугава (16-17 век) в Японии и учреждения четырех Домов И-Го. Современные квалификационные системы создавались во второй половине 20-го века на основе традиционной, довоенной, японской системы. Исторические национальные системы были разрушены с исчезновением школ Го в этих государствах.
В странах Запада аттестационной системы не существует, так как нет профессиональной школы Го. Взамен аттестаций используют спортивную систему рейтинга. Рейтинг применяют и в странах Азии, но ограниченно – для любительского уровня. Рейтинг иногда условно привязывают к Кю или Дану, чтобы придать ему весомости. Однако такая привязка всё же не может быть признана корректной. Так как рейтинговая система и система Кю-Дан — это две различные системы. Отличительной особенностью традиционной японской системы является правило о движении по рангам вверх. Понизить выданный ранг нельзя. Каждая ступень Кю или Дан — это выход на новый уровень понимания искусства Го. Поэтому получение нового Кю фиксируется поясом (так принято в боевых искусствах), а каждый Дан — дипломом. Рейтинг же — это функция побед-поражений в играх, которая может двигаться как вверх, так и вниз, причем даже если обладатель рейтинга не участвует в турнирах (инфляция и дефляция рейтинга). Разница существенная.
Причины создания квалификации. Стратегическое Го
Необходимость создания отечественной квалификации продиктована становлением русской профессиональной школы Стратегического Го. Основатель Русской Школы Го и Стратегии Игорь Алексеевич Гришин первым в России сформулировал идеи Стратегического Го и совместно с Михаилом Геннадьевичем Емельяновым разрабатывает концепцию изучения стратегии с помощью Го. На сегодняшний день под автороством Гришина и Емельнова вышел ряд книг, использующих Го как стратегический язык для описания военно-исторических событий — Советско-Германский военный словарь, исследования вопросов управления в предпринимательстве и бизнесе — Боевое искусство стратегии, раскрывающих Го как инструмент познания человека Мастер Го и книг, предлагающих систему и язык изучения Го — Русский Учитель японского Го.
Основные отличия Стратегического Го от настольной версии игры Го в следующем:
1) Стратегическое Го включает систему знаний в области стратегии и метод их передачи. В основе метода лежит игра Го. Напротив в любительском или спортивном Го игровой аспект является главным и ключевым для участников. Любительское или спортивное Го представляют собой интересную игру, приятное времяпрепровождение или соревнование между игроками.
2) Стратегическое Го требует учителя и передачи знаний. Передача — это особые отношения, которые возникают между учителем и учеником в школе. Школа выступает кумулятивной средой, способствующей развитию у ученика стратегических способностей, навыков и умений. Напротив, чтобы стать любителем игры достаточно изучить правила Го. Спортсмену достаточно регулярно участвовать в соревнованиях и турнирах. Учитель и передача знаний — образование иначе говоря — им не нужны. Достаточно нескольких людей, увлечённых игрой.
3) Цель Стратегического Го – развитие в человеке особых стратегических способностей, а именно развитие восприятия, обучение мышлению, видению и владению собой. Поэтому Стратегическое Го является специальным инструментом, стратегическим языком, с помощью которого можно исследовать экономику, политику, военное дело, культуру. То есть цель Стратегического Го выходит за рамки настольной игры, доски и камней. Напротив, в любительском или спортивном Го цели исчерпываются самой игрой и не выходят за её рамки.
В Японии идеи Стратегического Го в своей книге «Го и восточная бизнес-стратегия» изложил вице-президент по маркетингу JAL Миура Ясуюки. Книга была издана на японском, английском и русском языках. В США идеи Стратегического Го развивает бизнес-консультант Трой Андерсон. Он выпустил книгу «The Way of Go«.
Можно выделить различия в подходах между игровым Го и Стратегическим Го:
1) в игровом Го цель игры — получить любой ценой больше территории (в сумме с пленными камнями), чем у соперника. В Стратегическом Го цель — поиск лучшего хода, то есть стремление к безупречному разделу за обе стороны.
2) в игровом — искусственное уравнивание игроков с помощью платы за первую постановку (коми) и добавление 0,5 очка игроку белыми, чтобы избежать ничьей. В Стратегическом Го — отмена коми и восстановление преимущества первого хода. Также отменены 0,5 очка.
3) в игровом — игра должна быть закончена и определен победитель. В Стратегическом Го — игра может быть незакончена, победитель может не определяться, так как результат игры лежит вне плоскости межличностного соревнования.
4) в игровом результат лежит в пределах доски Го. В Стратегическом Го результат выходит за пределы доски.
5) в игровом поражение в игре не считается результатом, поэтому поражение записывается в турнирную таблицу как ноль. В Стратегическом Го и победа, и поражение, и ничья — являются результатами.
Стратегическое Го основано на традиционном подходе к Го, принятом в Японии до Второй мировой войны. Согласно сложившейся традиции, профессионалом в искусстве Го признается Мастер, сделавший развитие Го как искусства и науки делом своей жизни. Такой Мастер не может возникнуть сам по себе. Лишь школа может породить Мастера. Именно поэтому первый сёгун Токугава учредил четыре школы И-Го в Японии. Благодаря школам в Японии появилась профессия Мастера Го.
Современная спортивная система, сложившаяся в Корее и Китае в конце 70-х годов прошлого века привела к созданию спортивных профессиональных школ, которые готовят профессиональных спортсменов по игре Го. В Японии идею профессионала понимают значительно шире рамок спорта. Главная задача профессионала Го в том, чтобы распространять искусство Го среди людей для всеобщего блага. Профессионализм в Го не измеряется цифрами рейтинга в турнирной таблице.
Русская Школа Го и Стратегии в оценке достижений в Стратегическом Го исходит из следующего:
1) Го — традиционное боевое искусство, наравне с такими практиками, как дзюдо, сюмо и каратэ (источник: Japanese Game of «Go», Board of Tourist Industry Japanese Government Railways. 1937)
2) В Го различают любителя игры, который изучает игру Го как хобби и развлечение; спортсмена, который участвует в соревнованиях по спортивной версии игры; стратегического слушателя (ученика), который практикует Стратегическое Го для развития своих способностей и умений; и Мастера Го, который содержит школу и сделал Го своей профессией.
3) Достижения в Го различны для любителя, спортсмена или Мастера и его ученика, изучающего Стратегическое Го. Они не могут быть измерены одной шкалой. Спортивные достижения измеряются рейтингом побед и поражений, достижения любителя в приятном времяпровождении. Достижения в Стратегическом Го могут быть оценены с помощью квалификации по системе Чин-Сан.
Система Чин-Сан.
Система, разработанная Русской Школой Го и Стратегии, основана на идее комплексной оценки Мастерства Го. В оценку входит уровень владения теорией и техникой Го.
Другим критерием является успешность преподавательской деятельности (если такая ведется соискателем). Третий критерий — это состоятельность соискателя за рамками настольной игры, например в области своей профессиональной деятельности. То есть успешность применения знаний и навыков стратегии за пределами игровой доски.
Спортивный рейтинг, при наличии хорошей статистической выборки, конечно, может показать уровень успешности игры в турнирах. Но это оценка только игровой техники. По мнению авторов русской квалификационной системы, для выявления Мастера одной оценки игровых навыков недостаточно.
Русская система мастерских степеней построена на принципах японской системы, с учетом самой ранней китайской системы мастерских уровней. В Японии и Китае ранг ученика обозначается иероглифом Кю, а ранг Мастера – иероглифом Дан. Авторы русской системы предложили для названий уровней системы русские слова. Ученическую степень предложено называть Чин, а мастерскую степень – Сан.
Система рангов на основе концепции «Чин-Сан» была разработана в Российской империи по заказу Петра I и включала в себя в том числе различение между чиновником и сановником. Система имела глубокие исторические корни. Разница между чиновником и сановником – в наличии владения или факте мастерства. Конечно, позднее разница между Чином и Саном размылась, а в советский период истории России вообще потерялась. Мастерской идее не было места в коммунистическом обществе «равных людей». Кстати, по этой же причине в коммунистическом Китае были запрещены боевые искусства, в том числе и И-Го.
В системе «Чин-Сан» 20 уровней класса Чин и 9 уровней класса Сан. Чины возрастают от 20-го (начальный) до 1-го (высший). Саны возрастают от 1-го (начальный) до 9-го (высший).
Присвоение Чина или Сана проходит, согласно процедуре аттестации. Аттестация на Сан предусматривает участие соискателя в 10 квалификационных играх с Мастерами Русской Школы Го и Стратегии, которые имеют диплом на Дан Японской ассоциации И-Го (Нихон Ки-ин или Кансай Ки-ин), Туан Китайской ассоциации Вейцы, Дан Корейской ассоциации Бадук (Бадук Ки-вон) или школьный диплом на Сан.
Аттестация может включать в себя также теоретический экзамен по билетам. Решение о присвоении мастерского уровня принимается представительной квалификационной комиссией. Аттестация на Чин проводится с помощью теоретического экзамена и квалификационной игры, в ходе которых аттестующий эксперт определяет уровень соискателя.
Проведение аттестаций по квалификационной системе Чин-Сан
Первая аттестация на начальные Чины была проведена в 2007 году для воспитанников детских клубов Москвы и области и слушателей Школы, которым не исполнилось 18 лет.
Аттестация стала ежегодной и проходит весной каждого года.
В 2008 году аттестацию прошли воспитанники Центра Ушу и Цигун «У-Дэ» (Тольятти), а в январе 2009 года аттестация на начальные Чины была проведена для участников зимнего лагеря Федерации Киокушинкай каратэ-до России.
Благодарственное письмо от Федерации Киокушинкай каратэ-до России в адрес Федерации Го
По итогам аттестации была выпущена методическая разработка Упражнения по игре Го на 20-18 чин. Окончание игры. Всего за период с лета 2007 по лето 2009 года аттестацию прошло более 150 человек.
Первая аттестация на Сан была проведена в 2008 году в Клубе Го и Стратегии. По её итогам был выпущен Сборник аттестационных игр. В него вошли шесть избранных игр с аттестации.
Пройти аттестацию чин-сан по Интернет можно на портале weiqi.ru
Отзыв о квалификационной системе Чин-Сан от пионера Болгарского Го Константина Байрактарова